Гендерные стереотипы в журналах

Существование журналистики и рекламы, «обслуживающих» женскую аудиторию, немыслимо представить без стереотипов.

 Так получается, что они являются стержнем телевизионных и радиопрограмм, печатных и интернет — материалов.

 

Тургеневские девушки и Золушки

Гендерные стереотипы меняются во времени, отражают идеологию государства, национальные или международные интересы, житейские представления, присущие эпохе, а также отражают взгляды самих журналистов.

Любое сообщение не может быть абсолютно объективным: оно так или иначе несёт в себе общественную идеологию, предлагает образы мыслей и взгляды на действительность.

Гендерные стереотипы появились вместе с самой русской журналистикой. В тесном контакте с литературой журналистика повторяла образы женщин и мужчин, описанные писателями, оттачивала их, превращая в клише.

«Тургеневские девушки», «Золушки», «Татьяны», «Катеньки Масловы», «Девушки с веслом» в русской прессе живы третье столетие.

В российской журналистике XIX века гендерные представления отображали социальный спор об эмансипации женщины, о возможности получения женщиной образования, ведения общественной деятельности.

В XX веке был представлен несколько другой стереотип образа женщины – практически бесполового существа, революционерки, строителя социализма. Для этих целей был проведён социальный эксперимент по созданию новой мифологии.

В конце столетия, после распада Советского Союза, возникшие рыночные отношения показали, что на образе женщин можно хорошо зарабатывать.

Женщины в СМИ были представлены либо прилежными домохозяйками и добропорядочными мамами, либо участницами конкурса красоты.

Практически не было никакой информации о деловых и работающих женщинах, а если она и появлялась, то только в контексте их макияжа и кулинарных рецептов.

В это время появились стереотип «тёток» — вечных неудачниц, не умеющих привлечь обеспеченного мужчину, чтобы пойти к нему на содержание либо в качестве жены, либо любовницы и стереотип «каждая женщина в душе — проститутка».

Широко использовался стереотип тревожной, суеверной и чувствительной женщины.

Поэтому в СМИ возникают рубрики по чародейству и колдовству, астрологии и хиромантии. Секретарь Союза журналистов России Н.И. Ажгихина собрала высказывания мужчин политиков и деятелей искусства о женщинах:

«По натуре я азиат и считаю, что женщина — существо низшее», — говорил известный режиссер женщине-корреспонденту женского журнала «Работница»; «мы пишем конституцию не для женщин и детей, но для серьезных людей, для нас», — писал известный политик».

Надо сказать, что подобные высказывания, основанные на гендерных стереотипах, воспринимались как само собой разумеющиеся.

Подписывайтесь и будьте в курсе!

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *